Филиппины, часть 1: Манила - Себу - Панглао - Бохол

Февраль - март 2024 года

Филиппинское Мабухааай (Добро пожаловать!) прямо-таки ласкает русскоязычное ухо, как приглашение к столу. А если учесть, что местный ром стоит каких-то 150 рублей, приглашение превращается в прямой призыв)) И мы на него откликнулись - едем на Филиппины!

Конечно, решение пришло не из желания Ма-бухать)) Мы просто соскучились по теплу, солнышку и ласковому морю, которого недобрали в ЮАР. Хотелось нырнуть и раствориться. Поэтому - Филиппины, не очень изъезженное нашими путешественниками, да другими тоже (по причине удаленности) направление. Сердце покорили фото с девственными островами, бирюзовой водичкой и морскими звездами.

Маршрут (ох много пришлось пересадок делать по причине усложнившейся логистики из РФ!)...

Туда: Москва - Пекин - Гонконг - Манила (это основной перелет)

Далее, по Филиппинам: Манила - Боракай - Себу - Панглао - Бохол - Палаван - Себу

Обратный путь: Себу - Манила - Гонконг (там мы провели день) - Пекин - Москва.

Вот так все сложненько. Но нет препятствий на пути к мечте! И мы ее осуществили. 11 перелетов, 6 островов, куча намотанных на разных видах транспорта и пешком километров. Оно того стоило: количество впечатлений многократно превосходит объем затраченных сил и средств.

После подсчетов оказалось, что Филиппины нам обошлись почти во столько же, во сколько Таиланд год назад. Мы уложились в 400 тысяч рублей на двоих. Никто не верит. Это - со всеми 11 перелетами, проживанием в неплохих отелях (один "Савой" на Боракае чего стоит!), посещением всех задуманных мест и вкусным питанием. Скажу честно: мы не экономили. В путешествиях вообще нет смысла включать жабу, иначе ничего, кроме плохого осадка, не получишь. Просто стоит грамотно распределять средства.

Еще раз напоминаю: могу рассказать, как это сделать: получить максимум удовольствия от путешествия, не оставшись без штанов. Кнопка "Тревел-консультация" - на главной странице вверху и внизу.

Бюджет подробно расписывать не буду, некоторые цены укажу по ходу повествования. Скажу лишь, что основной перелет от Москвы до Манилы и обратно, начиная с Себу, обошелся нам в 140 тысяч рублей на двоих.

Итак, погнали!

Да - фотоальбом уже готов!

А еще краткие видеообзоры путешествия:

От Москвы до Манилы

Заранее мы бронировали основные перелеты, отель в Маниле на первую ночь (вернее, не отель, а апартаменты в кондоминиуме); перелет до острова Боракай (точнее, аэропорт находится на соседнем острове Катиклан) и отель на Боракае. В основном бронировали через Trip.com, который принимает наши карты. Очень приятный и ответственный сервис, рекомендую. Помог нам, когда мы оспаривали номер в одном из отелей. Но об этом позже.

Отель на Боракае бронировали с песнями и плясками (в смысле, изворачивались, как могли). Мы нашли очень достойный вариант на "Агоде", но она больше не работает с Россией. Поэтому пришлось подключать знакомых с иностранной картой, которые любезно помогли нам с бронью. Очень уж хотелось в четырехзвездочный "Савой", в номер с видом на океан. За 5300 рублей (!) за ночь. У нас сейчас за такие деньги мало где поживешь))

Вид из нашего номера

Остальные брони делали уже по ходу путешествия, так как хотели оставить простор для маневра. Дело в том, что я прочитала перед трипом, что в районе Себу - Панглао дожди и сильные ветра. Ехать в регион с плохой погодой - такое себе развлечение (это я уже усвоила по ЮАР, где мы промахнулись с Дурбаном)) Поэтому основную часть маршрута оставили на потом и бронировали по ходу. Единственное "но": авиабилеты со временем дорожают, и важно успеть ухватить хорошую цену. В нашем случае она резко возрастала где-то за неделю до полета, так что мы успели. Ухватили не самый минимум, но зато убедились, что с погодой в выбранных нами точках все в порядке. Полет до Себу бронировали в Шереметьево, а на Палаван - уже будучи на острове Себу. Отели тоже пришлось бронить заранее, хотя обычно мы по Юго-Восточной Азии путешествовали, вальяжно букая жилье на следующий день в день предыдущий или вовсе по прибытии на место. Здесь отели уходили из-под руки так быстро, что мы не успевали нажать кнопку "Забронировать". Один раз мы даже остались с одним номером вместо двух (на этот раз мы путешествовали втроем - с нами была моя приятельница). Видимо, Китай окончательно пошел вразнос после пандемии))

Здесь, в бунгало в Моалбоале, мы жили втроем)

Китайцами мы как раз и летели. Уже опробованной нами в 2019-м China Southern. Сервис приятный, самолеты новые. Все плюшки в наличии: пледы-подушечки-наборы путешественника. А также вкусная еда и большой выбор киношек и других развлечений на индивидуальных мониторчиках. И неплохое вино-пиво среди напитков. Так что 8-часовой перелет до Пекина был необременительным. Тем более, что мы выпили по бокалу шампусика еще в аэропорту, оценив все прелести бизнес-зала Шереметьево. Думаю, будем использовать эту возможность и впредь - поесть в аэропортовом ресторане стоит не намного дешевле. А тут вся атмосфера прекрасно настраивает на путешествие, плюс неограниченное число подходов к шведскому столу и напиткам;) Можно хоть за полдня приезжать и кайфовать, наблюдая за взлетающими самолетами. Цена удовольствия, если не имеешь бизнес-привилегий - 2000 руб. (на февраль-2024).

Скромный обед в Шереметьево

В салоне самолета

Где-то над Китаем

В аэропорту Пекина запомнилась лаунж-зона в японском стиле с пагодами, музыкой, прудиком и деревьями на камнях. Был легкий минус, медленно падал снежок, и казалось, сейчас появятся Ума Турман и Люси Лиу из "Убить Билла", и Турман срежет Лиу полбашки...

Тот самый садик

Аэропорт Пекина

Шарики-фонарики

А это "любовь" на разных языках. На русском почему-то "любов"...

Но обошлось без кровавых побоищ в стиле Тарантино, и мы полетели дальше в Гонконг. Там было уже много теплее, мы даже попытались выйти в город. Однако в аэропорту это невозможно - вокруг стройка. Надо садиться в поезд и ехать до центра. Но это удовольствие мы оставили на конец путешествия. А сейчас поели дорогущего нудл-супа в аэропортовом фудкорте (Гонконг - самый дорогой город ЮВА, он дороже Сингапура, так что будьте готовы)) и полетели дальше. Уже гонконгским лоукостером. Последнее плечо - и встречай, Манила!

Манила

Туда мы прилетели уже вечером. Быстро проскочили таможню, для нас страна безвизовая на 30 дней. Забрав багаж, отправились решать проблему с наличными. Мы решили не экспериментировать с картой UP, а поменяли доллары, благо, в аэропорту Манилы курс самый комфортный чуть ли не во всей стране. Так что поменяли сразу крупную сумму, которой нам хватило на всю поездку. А внутренние перелеты и отели бронили в основном через трипдотком и платили в рублях или юанях. Кое-где удавалось расплачиваться картой - в основном, в крупных городах, в ресторанах и гипермаркетах.

Попытались вызвать такси через приложение "Граб", но, как я уже не раз писала, видимо, сферы влияния поделены, и приложухи в аэропортах не работают. Пришлось взять местного таксиста, который за 1000 песо плутал-плутал, но с горем пополам довез нас троих до арендованных апартов в кондоминиуме.

Кондо Air Residences был очень хорош. Двухкомнатные апарты на 53 этаже обошлись нам всего в 3700 рублей (!!!) на троих. Апарты, конечно, размером небольшие, но все необходимое в наличии: спальня, балкончик в умопомрачительным видом, кухонная зона, столик с диваном, ТВ и прочие блага.

Нам сначала постелили вот так, в "общажном" стиле, но мы затем разбились по комнатам

Внизу - бассейн, куча магазинчиков и кафешек. Зеленый внутренний двор, окруженный небоскребами. Удобно, романтично, современно. Ну, по крайней мере, нам так показалось. Там еще есть какие-то плюшки для проживающих, но мы на них не заморачивались - нам только переночевать. Заселились, сбегали в магазинчик - и ну пировать, отмечать свое лето среди зимы. И восхищаться видами с балкончика. Вид на бассейн, правда, вызывал мурашки))

Вид с нашего балкона

Утром мы встали в шесть часов, так как в два с небольшим должны были уже улетать на Боракай. А хотелось еще отхватить Манилы. И поехали мы на таксишке (на этот раз "Граб" сработал) до старого центра города - Интрамуроса. Называется он так, потому что расположен внутри защитных стен - "интра мурос". На на самом деле таксистов лучше ориентировать на кафедральный собор - там расположен вход в форт Сантьяго. А то привезут вас не туда, как сказал наш водитель))

Интрамурос возник в 16 веке, и во времена Испанской империи в него вмещался весь город Манила. Сейчас это малюсенькая часть города с сохранившейся колониальной застройкой и узкими улочками. Вся же Манила огромна и продолжает разрастаться, как и всякий мегаполис в современном мире, куда едут ловцы счастья.

В самом Интрамуросе сейчас наибольший интерес для туристов представляют большой готический собор, куда можно зайти, а также форт Сантьяго. Построен форт был в 17 веке испанскими конкистадорами, потом не раз захватывался последовательно англичанами, американцами и японцами (последними - во время II Мировой). Японцы натворили на территории Филиппин, как мы поняли, немало бед. Так, в подвалах форта были найдены во время II Мировой тела около 800 мирных жителей, в том числе женщин и детей. В тех самых подземельях размещены теперь фото и муляжи мучеников, а также захватчиков. А под белым крестом, возле которого теперь спит пес, покоятся останки тех несчастных.

Еще раньше народ боролся с испанскими колонизаторами. И в каждом городке и деревушке Филиппин стоят теперь памятники Хосе Ризалю, просветителю, писателю и поэту, боровшемуся с рабским сознанием филиппинцев и за их свободу. В форте Сантьяго его в 1896 году расстреляли, там же он провел последние дни.

Здесь Хосе Ризаль провел последние дни и был расстрелян

Несмотря на грустную историю, парк атмосферен, зелен и популярен у туристов. Из него открывается прекрасный вид на Манильскую бухту. Артефактов там мало, но погулять по форту и прилегающему к нему району вполне можно, чтобы составить впечатление о старой Маниле.

Ворота форта. Построена эта часть в начале 17 века

Старые казармы

Сторожевая будка

А вот и сторож. Есть просит)

Голубятня для диких голубей. Чтоб не гадили где попало. Очень хорошая идея)

Форт Сантьяго

В городе нам также был интересен парк Ризаля (расположен неподалеку) и Кокосовый дворец, но мы уже не успевали. А у Кокосового дворца, тем временем, интересная история. Он новодел, был построен по приказу жены диктатора Имельды Маркос к приезду Папы Римского Иоанна Павла II в 1981 году и обошелся казне и так небогатого государства в астрономическую сумму. Видимо, диктаторша хотела отмолить все свои бриллианты, яхты и шубы. А Папа, будучи человеком скромным, отказался жить в роскоши в то время, как страна прозябает в нищете. Тогда власти заявили, что, мол, и не к его приезду дворец строили, а просто как арт-объект. Кокосовый дворец и впрямь стал объектом притяжения туристов. Как знать, может, и отобьют они когда-нибудь 10 млн долларов, потраченные на его строительство. Теперь там - резиденция вице-президента Филиппин.

А мы - на трицикл (еле уместились втроем)) и к себе в кондо. По пути трицикл пришлось сменить на такси, так как оказалось, что в наш фешенебельный район рикш не пускают. Ну или это там так сказали, чтобы денежку стрясти)) Но трайсиклов мы там действительно не видели.

Манила сверху. Вид, опять же, с балкона

Далее мы отправились в аэропорт Манилы и перелетели на остров Катиклан. Вообще-то нам надо было на остров Боракай. Но дело в том, что курортный Боракай - всего 10 кв. км размером. Если расположить там аэропорт, то он займет пол-острова. И так туристы валят туда валом. Ей-богу, не знаю, как все умещаются на крохотном Боракае. А ведь там еще есть пустынные пляжи! Но об этом - далее.

А сейчас добавлю, что летали мы внутри страны, естественно, лоукостерами. На Боракай летели Air Asia (4500 руб. на человека). А далее летали бюджетным лоукостером Cebu Pacific. Стоимость билета на одного человека с багажом - 3500 - 6000 руб. Сервис и там, и там очень неплохой, самолеты новенькие. На "Пасифике" даже для пассажиров развлекательную викторину проводили за символические призы - мерч.

Люди живут прямо у взлетки. Жизнь в берушах...

Над Манилой

А это уже красотка из Cebu Pacific

Вулкан Тааль. Изначально мы собирались съездить к нему, благо, он расположен недалеко от Манилы. Но потом я прочитала, что вулкан извергался в 2021 году, и с тех пор доступ на сам вулкан-остров запрещен. Раньше он был покрыт зеленью, а озеро в кратере было бирюзовым. И можно было прямо к нему спуститься. Кто-то даже пытался купаться. Сейчас озеро стало ядовито-серным, а склоны, как видите, превратились в пустыню. Вокруг вулкана катают на лодочках, но это уже не то. Так что мы решили день не терять, и все равно увидели эту красоту с высоты. Кстати, это вулкан в вулкане. Озеро, в котором он расположен - древняя кальдера давно потухшего великана.

Еще немного Манилы:

Дворец губернатора

И парк при нем

Лачуги. Мы понадеялись, что это лишь временное пристанище рыбаков. Хотя кто знает...

Муж и сторож)

Колониальный стиль

Филиппинская Джоли?)

Стрижка травы "под ноль"

Портрет в зеркале нашего кондо

Боракай

Как уже говорилось, самолеты туда не летают, так что прибываете вы на соседний остров Катиклан и приземляетесь... ну, почти в море. Взлетная полоса - практически на самом краю.

Далее доставка вас к месту пребывания трехступенчатая: трицикл до порта - паром до Боракая - джипни (маршрутное такси) до отеля. Филиппинцы всю эту логистику оптимизировали, дабы туристы не толпились и не путались. Прямо в аэропорту вы попадаете в добрые руки муниципалов, которые берут с вас сразу за три "плеча". В нашем случае это стоило 800 песо на человека, так как отель был на другом конце острова. Возможно, мы сэкономили бы какие-то копейки, если бы покупали все отдельно. А может, и нет - Боракай остров недешевый. Во всяком случае, мы потеряли бы время. А это в путешествии самое ценное. Так что мы с ветерком домчали до нашего отеля и быстро разместились.

Номер был точно такой, как в описании бронировщика. Вот за что люблю "западный" подход - за точность и аккуратность, не раз об этом писала. "Савой" - сеть международная с французскими корнями. Очень достойный сервис. Всячески рекомендую! Рум тур прилагаю.

В нашем распоряжении оказался номер с панорамным окном, смотрящим на море и рассвет. И я, чучундра, лучший рассвет в своей жизни проспала! Нет бы завести будильник, и в один из трех дней, которые мы провели в "Савое", посмотреть на роскошный рассвет, прямо не вставая с постели. Нет, я только в последнее утро приоткрыла глаза, щелкнула сумасшедшие краски и вновь заснула. Корю себя до сих пор.

То самое единственное фото)

В отеле все было безупречно: сам номер с большим балконом, выходящим на море и гольф-поле соседнего отеля. Бассейны с джакузи и баром. Ресторан, где мы завтракали (очень достойный шведский стол). Несколько магазинчиков, где можно затариться всем нужным и ненужным. Собственный пляж с кафешками и сувенирными лавочками... До центра Боракая и Белого пляжа каждый час или даже чаще возил бесплатный шатл. А само побережье Newcoast, которое только начинают застраивать фешенебельными отелями, немноголюдно и живописно. Джунгли, поющие птицами и цикадами по ночам, почти пустынные пляжи Илиг-Илиган и дырка в горе Keyhole, хорошо видная из нашего номера и, видимо, как и в Китае, священная)

Единственный минус этого побережья - частые и довольно сильные ветра. В нашем случае тихим был только первый вечер, а затем ветер прогонял нас с пляжа и не давал посидеть на балконе - все сдувало. Но, говорят, в высокий сезон, который на Филиппинах начинается в марте и длится по май, ветра там стихают. Может быть, мы были в конце февраля, чуть до высокого сезона не дотянув. Не хотелось нам быть затоптанными толпами людей)

По приезде мы еще даже успели окунуться в море, пока охранник нас не заметил и не попросил выйти - пляжи закрыты после заката.

Тогда мы переоделись и вернулись в одну из пляжных кафешек, где нам вкусно приготовили рыбу и креветок (особенно удались butter/ garlic). Вино мы купили в 7/11 рядом с нашим отелем - работники кафе были не против, если мы "со своим". Хотя рядом была точка продажи алкоголя, но дороговатая.

И мы под шум прибоя сели праздновать день рождения... нет, целый юбилей Яны, который случился как раз в этот день (работники отеля тоже быстренько подсуетились и организовали украшение номера и тортик). А заодно мы с мужем отпраздновали и свои юбилеи, которые были раньше. А почему нет?

Это филиппинское ноу-хау - фотографировать через заляпанный пластиковый цилиндр. Типо, круто)) Стильно, модно, молодежно

Рядом веселились компании филиппинцев... И мы сошлись во мнении, что такое отмечание юбилея гораздо лучше всяких пафосных бОнкетов в ресторанах, где хорошо гостям, но отнюдь не юбиляру))

Тортик съели, уже сидя на балконе и слушая джунгли. А на завтра наметили безудержное, разухабистое купание в океане и релаааакс.

Правда, долго чилить на пляже мы не смогли - пошли к дырке в скале, Keyhole. Потом мы с Яной решили сплавать на дальний пляж, потом поныряли-поснимали... В общем, релакс опять не состоялся. Зато безудержное купание в океане - done!

После обеда мы перебрались на шатле на White beach... и поняли, что это то место, где мы хотим быть. Водичка - сумасшедших оттенков. Краски - огонь! Надвигающаяся гроза придала им еще больше яркости. К счастью, дождь пощадил нас, пролившись над Катикланом. А мы облазили весь Willy's rock и пошли дальше по берегу в поисках самых красивых мест на острове и вообще, всего интересного и экзотического.

Встретили очень красивую свадьбу и долго вторили ее фотографу)

Дошли до уютного Dinivid beach.

Там, возле этого пляжа, на холме стоит заброшенный отель West Сove. Я прочитала, что до 2018 года он работал и, по отзывам людей, встреченных на побережье, был одним из самых фешенебельных в тех краях. Не знаю, как насчет фешенебельности, но вид из него открывался, должно быть, прекрасный. Однако хозяин отеля пожадничал, допустил какие-то там вольности с заповедной землей острова... Или, может, кому-то из власть имущих дорогу перешел... В общем, отель принудительно закрыли, и теперь он ветшает. А в береговых беседках бухает местный "бомонд". Жаль, неплохое было местечко.

Мы добрались до заброшки в третий вечер, а сейчас просто пофототали ее на расстоянии. Ее выдающийся в море пирс (а скорее всего, это была площадка для созерцания заката и танцев или что-то вроде) стал интересным фотообъектом.

Остаток вечера мы провели в случайно найденном и очень хорошим по соотношению"цена - качество" ресторанчике Sur. Филиппинская кухня + мексиканские коктейли = Аррива!))

Подсмотрено на Боракае)

Нет, коту не наливали)

Карта с просторов интернета. Спасибо тому, кто ее создал!

Мы прошли White beach и соседние с ним пляжи от начала до конца, поэтому дам свой обзор пляжей Боракая (посещенных и не посещенных). Это будет полезнее, чем наше подробное жизнеописание.

White beach

Как уже говорилось, самый живописный, популярный и тусовочный пляж острова. Разделен на три станции, по названию причалов, принимающих и отправляющих туристов. Вдоль берега проходит променад, по которому в тенечке от огромных пальм перемещаются туристы. Под пальмами можно расположиться на отдых, что многие и делают. Пальмы достопримечательные - с торчащими наружу основаниями корневищ (возможно, из-за выветривания мелкого белого песочка). Нигде подобного ранее не видела (или не замечала)) - так что посетить этот уникальный пляж и снять свою пробежечку между его достопримечательными пальмами определенно стоит.

Вдоль променада идут бесчисленные отели (на первой линии - подороже), кафешки, рыночки, массажные салоны и прочее (как и во всех подобных местах ЮВА). Так что голодными, неотмассированными и необсувениренными вы точно не останетесь))

White beach так назван за свой белый мелкодисперсный песочек, который придает воде все оттенки бирюзы и бутылочного зеленого. На самом деле такой песочек - только на Станции №1, в районе Willy's rock, дальше песок крупнее и желтее, но все равно хорош.

Вода прозрачнейшая и теплая - можно сидеть в ней вечность. Мы думали, что пляж очень мелкий, как кажется на фото, но зайти и поплавать вполне можно - идти придется не слишком далеко.

Willy's rock - отличная фотолокация, не поленитесь дойти до него!

Manoc-Manoc

Вообще-то это Станция №3, но у местных она обозначается почему-то Manoc-Manoc. Хотя на карте одноименный пляж - с другой стороны острова. Но будем именовать пляж по-местному, Manoc-Manoc, потому что он отличается от "классического" White beach. Вы придете в это местечко, если пойдете или поедете по направлению к пристани, откуда приехали. Пляж отличается от Белого большим перепадом глубин, мелкими зелеными водорослями, полоскающимися на входе (возможно, их наличие зависит от времени года). Живность есть - посноркать вполне можно. Здесь же можно более бюджетно поселиться, чем на первых двух станциях. Но на второй и третьей линии. Есть очень интересные места для размещения, особенно на холме с видом на океан, но сколько стоят эти отели, не знаю. Есть вкусные ресторанчики, например, Coco Loco, в котором мы зависли, дойдя до пляжа Manoc-Manoc (или Станции №3, кому как угодно)).

Coco Loco и ее ассортимент

Dinivid beach

О нем я уже упоминала, в него переходит White beach с другой стороны. Тихая бухточка, куда собираются люди созерцать закат. Тут же маленькие кафе "для своих" - но присоединиться может каждый. Тут же рестики побольше, но с аутентичной атмосферой... Тут поют Somewhere over the rainbow, там фотографируют красавицу фотомодель... В общем, посетите этот пляж, если хотите прочувствовать остров с другой, нетуристической стороны.

Вид на Dinivid beach из заброшки West Cove

За пляжем есть тропа, ведущая вглубь заброшки, отеля West Cove. Когда мы прошли вдоль берега к выдающейся в море площадке, встретили несколько компаний местных жителей, которые пикничили (проще говоря, бухали) на руинах. У площадки собрались катера, приплывшие на закат. Погружение солнца в океан сопровождалось зажигательной музыкой. Не удержалась - потанцевала!

Ilig-Iligan beach

О нем тоже уже упоминала - этот пляж, а точнее, цепочка пляжей, расположены на побережье Newcoast, где находится отель "Савой" и другие фешенебельные отели.

Наш отель - где-то там, вдалеке

Несмотря на то, что сторона наветренная, поплавать там вполне приятно. Можно посноркать - живность и кораллы-водоросли в наличии. У берега в траве "пасутся" большие коричневые морские звезды. С одной стороны расположена Keyhole, дырка в скале, о которой тоже уже упоминалась. А вот если поехать на каяке или лодочке до самого края пляжа, мыса, выдающегося в море, там где-то есть пещера с летучими мышами.

Keyhole

Мы на каяках из-за волнения на море не плавали, но вплавь добрались до "крайнего" пляжа, который безлюден и дик. Лишь иногда приходят туда позагорать редкие туристы (тропинка, ведущая с автодороги, имеется).

А на пляже нашего кластера отелей есть кафешки, сувенирные лавочки и лежаки, занять которые могут все желающие. Посторонних там гонять не будут, но посторонним трудновато проникнуть на эту территорию - вход там от отеля, а объездная дорожка известна только местным.

Другой край Илиг-Илигана принадлежит гольф-отелю, вход от бассейна-инфинити. Кто-то писал. что вход только для постояльцев отеля, но не знаю - мы заходили туда свободно. Мы предпочли его нашему пляжу, так как скала загораживала отдыхающих от ветра и летящего в лицо песка. К тому же пляжик живописнее благодаря коралловым скалам причудливой формы. Да и по пути к нему есть несколько интересных фотолокаций.

Теперь о пляжах, которые мы не посетили. Первым в wish-листе был

Puka shell beach

Я читала, что он второй по красоте на Боракае, к тому же довольно безлюден. Вместо песка там - маленькие раковины, придающие воде интересный цвет и создающие легкий шум при перемещении. Хотела туда съездить (это возможно на трайсикле или такси), но не сложилось. Вход на пляж в 2024-м был бесплатным.

Balihghai beach - он следующий за Динивидом. Мы его видели, но туда не пошли. Вход на пляж платный, что-то около 500 песо на человека. Он очень маленький и принадлежит одноименному дорогому отелю. Говорят, там интересно посноркать.

Рядом с Балингхаем еще пара похожих пляжей - не буду заостряться, так как ничего о них не знаю.

Желающим пляжникам предлагаются такие вот стеклянные каяки. Можно живность посмотреть... можно еще что-то))

Bulabog beach

Он хорош для винсерферов, просто серферов и вообще, всех, кто любит ловить ветер и волну. Говорят, очень мелкий для купания, да и серферы-кайтеры норовят проехаться по головам. Зато на побережье живет целое коммьюнити спортсменов и попасть в это сообщество, почувствовав себя героем фильма "На гребне волны", думаю, очень интересно.

Вечер на White beach

Вечерний Willy's rock

Последнюю ночь на острове мы провели в гораздо более скромном отеле, чем Савой, но зато прямо в центре White beach. Мы принялись было искать места размещения на трипдоткоме, а потом смотреть на них "вживую", но быстро бросили эту затею - она отнимала много времени. Поэтому отсюда и далее мы бронировали места по наитию.

Второй отельчик на Боракае мы выбрали исключительно за его местоположение - утром следующего дня мы отбывали на Себу. Ну и соотношение "цена-качество" оказалась оптимальным. В целом, местечко рекомендуем. Mirage Suites de Boracay.

Лобби отельчика

Номер

Лебеди особенно тронули

Вид из окна, конечно, сильно поменялся)) Но не за него мы брали этот отель

Себу. В Моалбоал за черепахами и саржинами

Аэропорт Катиклана маленький, гейтов всего три. Наш и вовсе был в каком-то ангаре с табуретками. Оттуда мы гордо прошествовали по летному полю к самолетику. В пути - час. О сервисе Ceby Pacific я уже рассказывала - все быстро, четко, достойно. А розыгрыш фирменных призов для пассажиров - вообще фишка, с такой нигде не сталкивалась)

И вот мы уже в аэропорту острова Себу (точнее, соседнего - Мактана, связанного с Себу мостом). Себу - крупный транспортный хаб, все самолеты завязаны либо на него, либо на Манилу. Мы этого не знали, и потому немного неправильно выстроили путешествие. Но я уже об этом говорила, повторяться не буду.

Меня часто спрашивают те, кто собирается на Филиппины, о логистике путешествия на Себу. Так вот, чтобы сразу всем ответить: ИМХО, если вас хотя бы трое, стоит передвигаться на такси. Это не очень дорого и очень комфортно по сравнению с общественным транспортом.

Мы из аэропорта взяли такси, водитель нам невнятно намекал, мол, давайте - довезу до самого Моалбоала... Но мы подумали, что это очередной развод и не отреагировали. Таксист нас честно довез до Южного вокзала, откуда отходят автобусы до Моалбоала, подвез прямо к нужному гейту.

Мы где-то полчаса ждали, пока подадут автобус, потом еще сколько-то - пока автобус заполнится. И потом только тронулись. Билет до Моалбоала - где-то 200 песо. Такси на троих обошлось бы нам в 1000 или что-то вроде этого. Так что экономия небольшая, а вот потеря времени - существенная. Плюс ко всему автобус переполнен, люди стоят в проходах, так что постепенно становится душноватенько.

По пути изучали филиппинскую действительность и делали фото/видео

И это мы еще попали на автобус с кондеем. Есть вариант подешевле - с отсутствующими окнами, замененными решетками. Такой естественный кондишн. В месту назначения вы прибываете, припорошенные местной мелкодисперсной пылью, как пасхальный кулич сахарной пудрой. Но опыт интересный))

Так вот, мы поехали автобусом, чтобы испытать прелести местного транспорта. Просто интересно было. Заодно поснимали окрестные пейзажи из окна (см. ролик в начале рассказа). Ехали мы в учетом манильских пробок (а движение там броуновское) где-то часа четыре.

Это колокольня церкви!

Микроавтобусы-джипни их владельцы раскрашивают кто во что горазд. И стараются друг друга в разноцветье и крутизне переплюнуть)

Теперь объясню, что нас привлекло в Моалбоале. Коралловый риф. Он тянется вдоль всего побережья и представляет собой коралловую стенку метрах в 300 от берега. И там можно поплавать с морскими черепахами и посмотреть гонку сардин. Гонка, конечно, не как в ЮАР, куда сплывается не только огромное количество рыбешки, но и хищники разных родов. Но все же зрелище впечатляющее. Вот за ним мы в Моалбоал и отправились.

Мы с Яной идем нырять

Помимо черепах и сардин, в Моалбоале можно встретить большое видовое разнообразие кораллов и подводных жителей. Жаль только, тайфун 2021 года нанес рифу большой урон - много поломанных кораллов. Но риф все еще дивно красив и, что главное, не обесцвечен - это проблема многих приэкваториальных рифов.